Свою историю Лицей №40 отсчитывает с сентября 1935 года
(1948-1949 год - Средняя женская школа № 9 ст. Петрозаводск)
А.М. Горький справедливо утверждал, что не зная истории, нельзя быть культурным человеком; не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
История просвещения составляет органическую часть истории культуры. Первые школы появились на Руси в X-XI веках. В лучшем условии находилось Новгородское княжество, которое влияло своей культурой и на Карелию. Но это влияние захватывало лишь зажиточные слои населения.
Значительная роль в развитии просвещения и грамотности в древней Карелии, так же, как и в других областях Русского государства, принадлежала духовенству и монастырям, заинтересованным в подготовке церковнослужителей и переписчиков книг. Поэтому первые школы стали образовываться при именно при церквях и монастырях, но эти школы были редки и малочисленны.
Александр Свирский, основатель Александро – Свирского монастыря на реке Свири (XV в.) - выходец села Мандеры на реке Ояти - «учился грамоте … и превзошёл в успехах всех своих товарищей». Это упоминание о «товарищах» Александра Свирского указывает на существование в XV веке школ, учителями («мастеровыми грамоте») в которых являлись дьячки и мирские люди. Эти школы, возникшие по инициативе самого населения, были далеки от современного представления о школе. Они были редки и малочисленны. Долгим и упорным трудом постигались грамота по рукописным учебникам, написанным разными почерками, с частыми сокращениями (так называемыми титлами).
В XVI веке просвещение проникает из Москвы и в Карелию. Это влияние имело не только церковно-религиозный характер. Наличие многих письменных документов, авторами которых являлись не только церковники, но простые люди, доказывает это.
Весьма важным событием в истории культуры Карельского народа в XVI веке является попытка создания монахом карелом Фёдором Чудиновым карельского алфавита.
Заметную роль в распространении грамотности среди населения Карелии сыграли в конце XVII и в XVIII беспоповская Выгово-Лексинская пустынь, созданная в 1694 году на реке Выг, недалеко от Повенца. Её создание связано с подавлением в 1676 году царскими войсками восстания в Соловецком монастыре. Основателями этой пустыни были братья Андрей и Семён Денисовы – выходцы из Повенца, из захудалого рода князей Мышецких, дьячок Данила Викулов из Шуньги и Пётр Прокофьев, родственник Денисовых. Братья Денисовы были образованными для своего времени людьми, известными старообрядческими литературными деятелями, авторами широко известных в XVIII веке «Поморских ответов», «Винограда Российского» и других произведений. Андрей Денисов обучался в Киевской академии, был учеником Феофана Прокоповича, овладел ораторским искусством и впоследствии считался большим мастером произношения проповедей раскольников во славу «второго Златоуста». В целях пропаганды «старой веры» братья Денисовы создали в своей пустыни ряд школ: по подготовке старообрядческих миссионеров, для малолетних, школы переписчиков старообрядческих сочинений и иконописцев. Выговская школа приобрела большую известность по причине того, что школа не ограничивалась простой грамотностью, а давала значительное по тому времени образование, хотя и в религиозно-церковном направлении. Библиотека школы была обширной и разнообразной. Помимо книг религиозного содержания в ней имелось немало и другой литературы, в том числе сочинения Андрея Курбского, Аристотеля, труды по философии, истории, географии.
Произведения братьев Денисовых признавались в своё время образцами литературного творчества Петровской эпохи. Они свидетельствуют об остром уме и большой эрудиции обоих авторов.
К наиболее заметной категории грамотных людей принадлежали переписчики книг. В конце XVII века широкой известностью пользовался, например, Олонецкий книжный мастер Давид Дмитриев, Шаргоев (?). В его доме помещалась целая мастерская по переписке и переплёту книг и реставрации рукописей. Среди благослужебных книг здесь встречались также книги исторического и географического содержания.
Хотя во второй половине XVII века Россия добилась значительных успехов в экономическом и культурном развитии, она всё же оставалась отсталой страной по сравнению с государствами Западной Европы. Попыткой вырваться из рамок отсталости сделал Российский царь Пётр I. Новая армия, оснащение её новой техникой, создание флота, расширение торговли, развитие мануфактур, реформа в области государственного управления требовали подготовки отечественных кадров для различных областей хозяйства и культуры. В начале XVIII века при Петре I создаются первые светские школы: школа математических и навигационных наук, инженерная, артиллерийская и хирургическая школа.
В начале XVIII века культурные преобразования Петра I, проводившиеся в центре страны, коснулись и Карелии. Эпоха реформ Петра I требовала ускоренного развития профессионального образования в стране. Специалистов самых разных профессий необходимо было получить много и как можно скорее.
Как известно, большую роль в Северной войне сыграл Петровский завод, созданный Петром I в 1703 году при впадении реки Лососинки в Онежское озеро. По своей технике Петровский завод не уступал лучшим заводам Европы. Естественно, что он нуждался в квалифицированных кадрах. Именно целям подготовки специалистов низшего и среднего звена и служила организованная при заводе в 1715 году по указу Петра I Горнозаводская школа. «Новой и необычной была программа обучения и цель подготовки учащихся – сделать из них людей дела, могущих быть полезными государству на любом поприще».
Именно эта школа послужила началом развития школьного дела в крае. Первым преподавателем в ней был начальник Олонецких Петровских заводов В. Геннин. В школе было 20 школьников, в основном из бедных дворянских семей. Изучали арифметику, геометрию, рисование, артиллерийское и инженерное дело. За время своей деятельности школа подготовила 200 специалистов.
В 1723 году учреждается общеобразовательная Олонецкая школа при Александро-Свирском монастыре, а в 1724 году такая же школа в слободе Петровского завода.
Далее Карелия долгое время оставалась без государственных школ. Пятого августа 1786 года был издан «Устав народных училищ» [1]. Школа в эпоху Екатерины II, как и школа петровских времён, была государственной, но отличалась двумя важными особенностями: стала общеобразовательной и бессословной. Для создаваемых в соответствии с требованиями устава школ была организована учительская семинария, преподавателями в которой стали профессора и адъюнкты Российской Академии наук. Всего было подготовлено 100 учителей по четыре для каждого училища. В 25 городах России были открыты главные народные училища.
Петрозаводск, ставший с 1784 года губернским городом, получил право на открытие в нём Главного народного училища, что и было осуществлено 22 сентября 1786 года. Число учащихся было 95 (среди них четыре девочки). Это были дети дворян и разночинцев.
В 1787 году малые народные училища были открыты в уездных городах тогдашней Олонецкой губернии: Каргополе, Вытегре, и Олонце.
Характеризуя состояние преподавания в Российской империи в XVIII веке, историк М.И. Демков отмечал: «Во многих училищах порядочному учению и вообще удовлетворительному состоянию училищ много препятствовали недостаток в книгах и учебных пособиях, которые хотя и созданы были в значительном количестве, не были приобретены из-за отсутствия средств из приказов общественного презрения» [2].
Главное народное училище по «Уставу народных училищ» 1786 года должно было состоять из четырёх классов, малое народное училище – из двух. В Петрозаводске в народном училище обучалось от 60 до 80 человек, а в Олонецком – 20-30 человек.
В главном народном училище преподавались такие предметы: чтение, письмо, закон Божий, рисование, грамматика, российская география, физика, естественная история, латинский язык, архитектура, учение о должностях человека и гражданина. В малом народном училище преподавались чтение, письмо, арифметика, закон Божий (катехизис).
В 1797 году в Петрозаводске открыто училище при Александровском заводе. В нём обучались дети мастеровых завода.
В начале XIX века в Карелии было пять училищ. Учащиеся составляли 0,05% всего населения. В 1802 году один учащийся приходился на 1676 человек. В это время снова предпринимаются меры для дальнейшего развития народного образования. В 1802 году учреждено министерство народного просвещения России, а в 1804 г. был принят новый школьный устав, который определил новую систему образования.
• Училища приходские в городах и сёлах – один год обучения.
• Училища уездные – два года обучения.
• Училища губернские или гимназии в губернских городах – четыре года обучения.
• Университеты [3].
Согласно уставу Главное народное училище было преобразовано в 1808 году в гимназию.
Между 1808 и 1832 годом в неё поступало в среднем 9 человек в год. За этот период её закончили 46 человек, т.е. около двух человек в год. Тем не менее, гимназия могла гордиться своими учениками: известный поэт В.Г. Бенедиктов, профессор Московского университета А. Чевилёв, путешественник и исследователь П.П. Дорошин, художник В.Д. Поленов, академик – языковед Ф.Ф. Фортунатов и другие замечательные лица учились в ней.
Важным событием в развитии образования в Олонецкой губернии явилось создание сельских школ. Открыты они были благодаря подвижнической деятельности директора народных училищ Авраама Егоровича Крылова. Эти школы существовали за счёт населения. Центральной фигурой в школе был священник. Таких школ было открыто 20, но к 1823 году они прекратили существование. В 1822 году в Кеми открылось уездное училище с приходским классом.
В итоге в 1826 году в Карелии обучалось только 1 % населения Олонецкой губернии.
Все-таки медленно, но возникали новые школы. В 1831 году открылось профессиональное учебное заведение при Александровском заводе. В 1836 открылось приходское училище в Пудоже и Повенце, в 1837 году – в Сумском Посаде. В 1840 г. открылось ещё шесть школ в сельской местности. И к середине века их стало 22, всё-таки меньше одной школы на волость. Количество учащихся увеличилось на 13 %. В 1844 году в Кеми открылась шкиперская школа. И лишь в 1844 в Петрозаводске открылось женское приходское училище.
В 1860 году в Карелии было 22 земских школы, а в 1863 году уже было 168 церковно-приходских школы, в которых обучалось 2175 детей. В 1868 году в крупных сёлах Олонецкой губернии обучалось 44 мальчика и лишь 8 девочек.
В 1861 было открыто Мариинское училище, которое в 1871 году преобразовано в женскую гимназию.
На 1876 год только в Петрозаводске насчитывалось 10 учебных заведений, в которых обучалось 838 мальчиков и юношей и 368 девочек и девушек, в том числе в губернской мужской гимназии – 199, в Мариинской женской гимназии – 161, в Николаевском земном приюте – 60, в горнозаводском училище – 130, в приходском училище – 148. в начальном – 57, в горноозаводской школе – 77 (46 мальчиков и 33 девочки), в духовной семинарии – 183, в духовном мужском училище – 132, в епархиальном женском училище – 157.
Назад в раздел